Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» от 8 июня 2012г.
 
ОКНО В ЕВРОПУ ИЗ МАХАЧКАЛЫ
(Хождение за Гран-при в Европу из Русского театра)
 

Любовь и страсть с древних времён двигала Человечество вперёд к открытию новых земель и великих тайн. Точно так же и Скандарбек Тулпаров, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Русского театра. Его страсть к театральному искусству, и огромное желание поставить Гоголя ещё со студенческой скамьи в «щуке», привели режиссёра к присуждению его спектаклю «Записки сумасшедшего» и актёру Русского театра, народному артисту Дагестана Имаму Акаутдинову почётного Гран-при на престижном международном фестивале в Македонии город Битола… Но обо всём по порядку.

«Дороже мирра и вина…»

Скандарбек Тулпаров, или как чаще друзья называют его по-свойски Мавлет, сидит в своём кабинете в окружении статуэток, призов, кубков, дипломов в багете и светится от счастья. Он больше похож на коллекционера-антиквара, который гордится своими несметными сокровищами. Рядом сидит народный артист Дагестана Имам Акаутдинов, актёр Русского театра, он ещё, видимо, не успел отойти от дальнего путешествия, и выглядит усталым. Мавлет, как и всякий увлечённый человек при вопросе о его любимом деле сразу же вспыхивает, как порох, но тут же руководитель берёт в нём верх и Мавлет сдержанно выговаривает слова: «Понимаешь, зачем мне этот Гран-при нужен, – говорит он мне. – Я хочу, чтобы Русский театр стал брендом Дагестана, как коньяк «кизляр», как виноградное вино. Пусть это будет его достопримечательность! Пусть им гордятся! Почему Дагестан знают в Европе только по взрывам, по терроризму?!» – «А как же «Анжи», – говорю я, – его-то уж точно вся Европа знает». Тут Мавлет рассмеялся и признал, что команда «Анжи» была для них визитной карточкой в Европе среди иностранцев, не знающих ни слова по-русски. Когда наши гастролёры пытались объяснить членам жюри о том, что это за неизвестная страна Дагестан, то первым делом говорили слово «Анжи» – это было как царская грамота для простых горожан. Тогда иностранные актёры и члены жюри кивали головами и восхищённо улыбались – вот что значит бренд, который создаёт мнение о целой стране и о миллионах людей!

«Там, за горизонтом!..»

Ещё учась в Щукинском училище на режиссёрском отделении, Мавлет сделал «Записки сумасшедшего» одной из своих студенческих работ.

Годы шли, началась работа в театре, но поставить спектакль на профессиональной сцене не удавалось по разным причинам, ну, например, сын замечательного скульптора Евгения Вучетича, что является автором монумента Родина-мать на Мамаевом кургане, придумал гениальное решение спектакля – это стеклянные стены, как образ хрупкости этого мира и одиночества одновременно. Декорации вышли дорогостоящими и всё упёрлось в финансы… Прошло ещё какое-то время, сменился художник-постановщик и сменилось сценографическое решение, теперь декорации были мобильными и лёгкими. Кстати, благодаря этому спектакль удалось вывезти за границу, как говорится, обойдясь малой кровью. «Всё, что ни делается, всё делается к лучшему, – улыбается Мавлет, и морщины на его лбу разглаживаются. – Если бы сделали те декорации, мы бы ни в какую Европу не уехали. У меня ведь там был не моноспектакль, там было много актёров, я даже вывел персонаж самого Гоголя!»

Конечно же, спектакль не ставился специально для поездки за границу, тем более на фестиваль, всё дело было в творческих амбициях, в неудовлетворённом желании скульптора, который видел в каменной глыбе свою Галатею и сгорал от страстного желания вырвать красавицу из каменного плена. «Есть два вида амбиций, – объясняет Мавлет, – это больное самолюбие и желание реализоваться. Мне хотелось давно реализовать этот проект, это желание и вывело меня в Европу».

«Скандарбег – великий воин!»

До приезда со спектаклем в Македонию Мавлет Тулпаров в качестве почётного гостя был приглашён на театральный фестиваль в столицу Косово Приштину. Фестиваль прошёл хорошо, Мавлет полюбовался на импортные спектакли и с великодушным расположением духа направился в приштинский аэропорт, чтобы улететь в Москву и забрать оттуда махачкалинский театр в Македонию. Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает», творческому аполитичному человеку было неведомо, что из-за непризнания Россией независимости Косово у него могут возникнуть проблемы. Когда он сказал, что ему нужен билет до Москвы, кассирша округлила удивлённо глаза и заявила, мол, не знает такой страны!.. «Ну как же так! – Мавлет был в полном недоумении. – Россия, Русия, Русланд, Раша!..» – пытался он кое-как объясниться на нескольких языках. Но кассирша пожимала плечами, будто свалилась с луны – Мавлет был в шоке! Да что кассирша, вся таможня играла удивление, словно вымещая на несчастном режиссёре обиду за всю страну… Скоро к ним подошёл начальник аэропорта, искоса глянул на Мавлета и бросил через плечо: «Резервация». У Мавлета выступил холодный пот, это значит, он никуда не летит и о фестивале можно забыть!.. Он стал что-то судорожно по-русски объяснять угрюмому начальнику, разворачивая перед его лицом приглашение на фестиваль, загранпаспорт… Начальник ухмыльнулся, нехотя взял документ – и вдруг свершилось чудо! Мавлет сам режиссёр и был уверен, что такое случается только в голливудских блокбастерах: лицо начальника растянулось в улыбке, в глазах вспыхнул восторг, он обернулся и сказал работникам таможни, чтобы этому человеку везде была открыта дорога! Сказал не по-русски, но Мавлет всё понял каким-то шестым чувством. Как оказалось, этим чудом он обязан своим родителям, которые дали ему звучное имя Скандарбек. Дело в том, что в Албании (а в Косово, как известно, живёт около 70% албанцев) Скандарбег это национальный герой, который в XV веке поднял восстание против Османской империи и сбросил со своей родины многовековое турецкое иго, проявляя на полях сражений нечеловеческое мужество и храбрость. Больше того, это имя считается священным и мальчиков в Албании не принято называть Скандарбег.

Вспоминая это случай, Мавлет улыбается как ребёнок: «Меня потом и в Македонии встречали как героя – О, Скандарбег! Увидят издалека, руками машут – О, Скандарбег, Скандарбег!.. Даже как-то неудобно было… – потом с игривой улыбкой подбоченился и пошутил. – Но ведь не зря, наверно, такое имя у меня, не просто случайность».

«Надежда умирает последней»

Группа из четырёх человек от Русского театра Махачкалы представляла на фестивале не только Дагестан, но и всю Россию! Таковы правила фестиваля, от каждой страны по одному театру, поэтому после отбора конкурсантов туда уже не мог поехать из Росси никто кроме Русского театра, будь то МХАТ, Ленком или Малый. «Это очень большая ответственность, – говорит Мавлет. – Когда за твоей спиной вся Россия, как будто на чемпионате мира!» Актёр Имам тяжело вздохнул: «Да уж!.. Я поэтому на фестивале не ходил смотреть спектакли. Думаю, если увижу очень хороший спектакль, как потом на сцену выйду, всякую надежду потеряю» – «У меня всё наоборот, ну, я же великий воин! – смеётся Мавлет. – Когда я у Нины Мазур, это русский театральный критик, член жюри, когда я спросил у неё, есть ли у нас какой-то шанс на победу, она грустно покачала головой и развела руками, мол, вряд ли. Тут у меня какая-то спортивная злость появилась, ну, думаю, хоть какой-нибудь приз, но возьмём!» Имам взъерошил себе волосы на голове и укоризненно добавил: «А мне так и не сказал об этом разговоре» – «Правильно, зачем перед спектаклем тебя расстраивать! – говорит Мавлет. – Здорово, что не сказал».

Ну, а если откровенно, то соперники у Русского театра были серьёзные, один рижский театр из Латвии чего стоит – он объявлен достоянием республики и объездил все театральные столицы мира, никогда не возвращаясь домой с пустыми руками! «Там ещё один английский актёр был из Лондона, – рассказывает Мавлет и цокает языком. – Всё жюри было от него просто в восторге!.. Честно говоря, мы на Гран-при не надеялись»

Надо сказать, что все театры на фестивале были столичные и лишь Россию представлял театр республики Дагестан! Поэтому поводов для опасений была немало, плюс долгая дорога, усталость. Вдобавок на световом и звуковом пульте во время спектакля руководил работой местных операторов Мавлет Тулпаров, абсолютно не зная языка. «Нужно уже на сцене затемнение давать, – рассказывает Мавлет, – я их осветителю кричу, ЗэТэМе! (затемнение), а он плечами пожимает. Я крест руками показываю, мол, гаси всё к чёртовой бабушке, а то спектакль запорем! Потом уже на прожектора руками машу, мол, давай вырубай!.. Ну, всё, думаю... Мрак? – спрашивает серб-осветитель. Мрак, мрак! – кричу. Еле успели свет убрать»

После спектакля, как обычно, состоялось его обсуждение членами жюри. Они закрылись в совещательной комнате, и долго оттуда не выходили… Тулпаров знал, что до последнего дня фестиваля, до его закрытия никому не положено знать результатов голосования, но восточное упрямство, нервозность и нетерпение взяли верх, он постучал в комнату, где была Нина Мазур… Когда дверь открылась и он увидел её искрящиеся глаза, ему показалось, что всё пространство вокруг наполнилось благоуханием и светом. «А мне уже ничего не надо было говорить, – Мавлет расплывается в улыбке. – Всё по лицу понял. Потом она ещё говорит, единогласно за вас проголосовали! Все до одного! Клянусь, говорит, слова за вас даже не успела замолвить»

А главный герой Имам Акаутдинов в это время сидел на траве в сквере с другими актёрами, участниками фестиваля, и пил из стаканчика бесплатный кофе. Он наслаждался музыкой, и старался не думать ни о каких наградах. «Я решил себе нервы не трепать, – вспоминает Имам. – Сыграл, а там будь что будет» Конечно, Мавлет не удержался и рассказал ему об их грандиозной победе и скоро об этом пожалел. «Я ему говорю, ты такой сияющий перед жюри не ходи, ты ведь ничего не должен знать. Ещё итоги не объявили, а он уже светится весь, как лампочка!» – смеётся Мавлет. Потом было награждение, овации всего зала, вспышки фотокамер, хвалебные речи именитых гостей, восторженные статьи в македонской прессе и чувство эйфории… Теперь это уже история! История культуры России и, конечно же, Дагестана!

«Две параллельные прямые не пересекаются»

Как сказано в Библии «всё познаётся в сравнении», поэтому в силу своей профессии режиссёра, тем более, когда ты руководитель большого театрального коллектива, ты должен быть в курсе всех театральных новаций и направлений. Поэтому Мавлет Тулпаров не мог упустить такой возможности, оказавшись за границей на театральном фестивале – была масса впечатлений и масса увиденных спектаклей!.. Сначала, когда я спросил, каковы впечатления от других театральных коллективов, какие тенденции развития и отличия их театрального искусства от нашего, Мавлет как-то так смущённо улыбнулся, а Имам отвёл глаза и погладил себе макушку: «Фантазии у них что ли нет, – сказал он. – Всё ниже пояса опускают!» – «Я не ожидал такого, честно, – после небольшой паузы сказал Мавлет. – Были, конечно, очень хорошие актёры, просто замечательные! Были поразительные спектакли, например, мне очень понравился один английский актёр, тоже моноспектакль, правда, про гомосексуалистов. Он подошёл ко мне потом и попросился на фестиваль в Махачкалу. Я ему поставил условие, чтобы обязательно поменял тему. Теперь ищет новую пьесу»

Увидев на фестивале афишу «Кукольный дом» Г. Ибсена в исполнении зарубежной труппы, Мавлет сразу же отправился на спектакль, предвкушая интересные режиссёрские находки и любопытные актёрские работы. Каково же было его потрясение, когда он увидел, как героиня, очень красивая актриса раздевается донага, потом к ней подходит мужчина, опускается на колени и – просовывает свою голову ей между ног!!! Когда он спросил у актёров после выступления, зачем они это делают, они ответили: «Но ведь это красиво! Мы так хотим показать падение нравов» – «Я вам поставлю падение нравов так, что вас в холод бросит! – парировал Мавлет. – Безо всяких таких вот штучек! То, что вы делаете это не красота, это эпатаж, чтобы зрителя зазвать, а потом у молодёжи мозги набок сворачиваются!»

Сначала по своему простодушию Мавлет подумал, что этот спектакль был исключением из правил, но когда он попал ещё на один спектакль, был поражён ещё больше. На пустой сцене сидят двое мужчин: каждый за своим компьютером, один у левой кулисы, второй у правой, друг против друга и, видимо, переписываются по Интернету. Пустая сцена символизирует большое расстояние. Они переписываются, пальцы бегают по клавиатуре всё быстрее и быстрее! Мавлет начинает догадываться, что они признаются друг другу в любви, но форма проявления всё ещё носит пристойный характер, но потом!.. Движения становятся очень быстрыми и судорожными, затем у одного из актёров рука соскальзывает вниз и попадает к нему в штаны – и он прилюдно начинает заниматься онанизмом!.. Мавлет выскочил из зала, как ошпаренный! «Я не считаю себя ханжой, – говорит Мавлет, – но такого я не ожидал!»

Справедливости ради надо сказать, что были и другие спектакли талантливые и мудрые, например, в Косово на фестивале было очень много спектаклей о войне, ведь не так давно там люди это пережили. Поразил Мавлета моноспектакль албанского актёра Ментра о военном, который никак не может похоронить своего убитого маленького сына. У зрителей на глазах всё время были слёзы, а когда отец прах своего сына достал из гильзы снаряда и начал размазывать у себя по лицу, зал просто рыдал!.. «Господи! – вопрошает к небесам убитый горем отец. – За что ты наказал меня!?.. Я знаю за что! За то, что я расстреливал сербов!» – произносит он уже под занавес. «И, представляешь, что меня поразило, – сказал Мавлет, – в этой войне никто никого не обвинял. Все обвиняли только себя – это было как Покаяние!»

«Я планов наших люблю громадьё»

После вручения Гран-при президент фестиваля и театра NET (Новый Европейский Театр), бывший министр культуры Македонии господин Благой Стефановски заявил Мавлету: «Выбирай любую страну, где хочешь ставить спектакль, – сказал он. – Вся Европа тебе открыта!» Мавлет к такому предложению был совсем не готов и растерялся: «Ну-у, я не знаю, – медленно произнёс он. – Мне Италия нравится, там Колизей, пицца… Может быть, Италия?..» Вспоминая этот момент, когда его застали врасплох, Мавлет смущённо улыбается; «Сразу очень много предложений посыпалось, – говорит он радостно. – И не только меня на постановки приглашали. Очень хороший литовский режиссёр, мировая звезда будет в Русском театре ставить» Правда, когда вопрос зашёл о гонораре, то литовский режиссёр загнул большую цену, Мавлет развёл руками, мол, таких денег у них нет. Но когда тот спросил у Мавлета, действительно, ли у него в театре все такие же великолепные актёры как Имам Акаутдинов, Мавлет ответил – да! Немного подумав, режиссёр махнул рукой и согласился приехать за сумму гораздо более скромную. «Я хочу, – признался Мавлет, – чтобы в Русском театре ставили спектакли мировые звёзды. Нужно сделать Русский театр брендом Дагестана, его достопримечательностью. Чтобы не только к морю ездили, но чтобы и культурный туризм развивался. На футбол ведь с Москвы ездят!.. – потом Мавлет задумался и добавил. – Конечно, если бы не наши спонсоры, никакого бы фестиваля не было и этих бы планов тоже не было, поэтому огромное человеческое спасибо нашему «Нафтабанку»! Без спонсоров, без меценатов культура на высокий уровень не поднимется, поэтому я «Нафтабанку» очень благодарен, об этом обязательно напиши!»

«И я там был, мёд-пиво пил…»

После Гран-при был фестиваль в столице Македонии Скопье, затем фестиваль в Болгарии, в известном своими шутками и анекдотами городке Габрово. На фестивале в болгарской Враце Тулпаров получил приз «За лучшую режиссёрскую работу». Везде дагестанский коллектив принимали радушно, везде поражались игрой Имама Акаутдинова и режиссурой Мавлета Тулпарова. «Вот это школа! – цокая языком, восхищался румынский актёр. – Настоящий русский психологический театр!» Кстати, в Габрово Имам тоже завоевал приз в номинации «Лучшая мужская работа», правда, вручения приза так и не дождались, уехали…

После заграничного турне «Записки сумасшедшего» показали в Малом театре. Хотя приехали и победителями, но всё-таки было страшновато, московский зритель щепетилен, избалован мировыми шедеврами, и чем-то новым удивить его очень трудно. Тем более Малый театр это хранитель театральных традиций, русской психологической школы и зритель туда ходит тоже особый, не случайный… Все страхи пропали, когда упал занавес, под шумные овации зала, когда на сцену сияющий от радости вышел Валерий Погородинский заместитель художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина…

В конце нашей беседы Мавлет задумчиво сказал: «Теперь эйфория победы прошла, теперь надо браться за работу и двигаться дальше. Мы проторили тропинку в Европу и нужно сделать так, чтобы эта тропинка уже никогда не заросла. Это наш шанс и мы его никак не можем упускать!» Что ж, мы все будем на это очень и очень надеяться! И ещё раз по просьбе Мавлета, от себя лично и от всего Русского театра – огромное спасибо нашему спонсору «Нафтабанку»!

актёр Русского драматического театра им. Горького,
член Союза театральных деятелей России
АНДРЕЙ КРУЖНОВ

 

скачать статью >> 19,5 кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.