Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» № 11 (1018) от 23 марта 2012г.
 
«ТАМ, ТАМ, ПОД СЕНИЮ КУЛИС МЛАДЫЕ ДНИ ЕЁ НЕСЛИСЬ…»
(К юбилею заслуженной артистки РД Валентины Колчиной)
 

«Почему люди становятся актёрами? Возможно ли проработать на сцене много лет и ни разу не пожалеть об этом? Может ли гениальный актёр быть в провинции?» – наверняка, такие вопросы задают себе молодые люди, решившие посвятить свою жизнь театру. И у нас есть прекрасная возможность найти ответы на эти и другие вопросы с удивительной актрисой Русского драматического театра им. М. Горького, заслуженной артисткой республики Дагестан Валентиной Васильевной Колчиной.

Родом из детства

Все мы родом из детства, сказал Антуан де Сент-Экзюпери. А маленькая Валечка Колчина, что жила в Алтайском Барнауле, могла бы сказать, что все мы родом из мечты, которая родилась в детстве. Ах, как Валечка любила бегать в летний парк и смотреть чёрно-белые фильмы, что крутили для отдыхавшей в парке публики. Денег у Валечки не было, и она смотрела дрожавшее изображение сквозь прутья высокой ограды издалека, порой и слова понимала только по движениям губ. А какие это были фильмы: «Багдадский вор», «Бродяга»! Одного только «Тарзана» она посмотрела раз двадцать!.. А ещё Валечка очень любила фантазировать: дома она садилась рядом с радиоприёмником и, обхватив колени, слушала радиопостановки с известными актёрами из МХАТа, из Малого и уносилась в своих фантазиях прочь с этой грешной земли!.. Нельзя сказать, что Валя была пустой фантазёркой – нет! Она хотела, чтобы её фантазии становились явью, она хотела творить и быть в центре этой творческой жизни! – по детским меркам, конечно. Однажды, в очередной раз посмотрев только что вышедший тогда фильм «Молодая гвардия», она устроила дворовый театр, где и оживила всё, что увидела на экране. Ей, как главной героине, вырезали на спине звезду, и кровь из акварельной краски лилась рекой! Юные зрители немели от ужаса, а затем радостно хлопали в ладоши, видя Валечку здоровой и невредимой. Маленькая девочка была в восторге от того, как зритель ей повиновался, а посему и будущая профессия была для неё только одна – актриса!

Её университеты

Юная выпускница, бывшая школьница прямо в школьной форме отправилась в Москву из далёкого Барнаула поступать во ВГИК. Конечно, во ВГИК! Киногерои из летнего парка манили девушку, как алые паруса звали к себе Ассоль. Правда, увидев холёных и статных красавиц, своих конкуренток, Валя испугалась сначала, но, пройдя все три тура вступительных экзаменов, поняла, что её мечта сбывается!.. Почти… Переволновавшись Валя сделала ошибку на сочинении, и была зачислена на первый курс… без права получения стипендии! Боже мой, по юношеской легкомысленности она забрала документы и вернулась домой к радости своих родителей. Надо сказать, что родители были людьми практичными и увлечения дочери считали, мягко говоря, «несерьёзным делом». Они сразу же взяли её экзаменационный лист из ВГИКа и отвели дочь поступать в местный медицинский институт. Но Валя не собиралась быть врачом. Часто вместо лекций она бегала в народный театр, где могла снова и снова выходить на сцену и подчинять себе внимание зрителей. Там она и встретила юного красавца Юру Колчина, своего будущего мужа. Очень скоро из Барнаула молодожёны переехали в Махачкалу, где Юра был принят в труппу Русского театра. Валя же перевелась в медицинский институт Махачкалы, где частенько бегала в Русский театр играть в массовках или эпизодических ролях. Скоро Валя забеременела и ушла в академический отпуск, из которого она уже никогда не вернулась в медицинский институт.

Кто ни слышал о 60-х годах, годах «оттепели», о «физиках и лириках» – в ту эпоху романтизма на актёрскую зарплату в 65 рублей никто не роптал. Не хватает денег? Ничего страшного, можно подработать в другом месте, если не гнушаешься работой, а Валя всегда была трудолюбивым человеком и не стеснялась никакой дополнительной работы, «звёздной болезни» у неё не было…

В молодости очень легко сняться с места и поехать за синий горизонт, тем более, если там маячит корабль твоей мечты. В 1964 году молодая супружеская пара Колчиных уезжает в Белоруссию, в Могилёвский драматический театр. Там Валя Колчина была взята в труппу театра и параллельно училась в студии при театре, которую курировали мэтры отечественной сцены из Малого и МХАТа. В это время ей приходилось играть и старух – знахарка Зобунова «Егор Булычёв и другие» М. Горького, бабушка Броуди «Замок Броуди» А. Кронина. Пройдя через возрастные роли, она почувствовала, как богаче стал её психологический багаж актрисы. Она прекрасно отучилась в театральной студии и из двадцати студийцев в числе трёх счастливчиков оказалась в штате театра. Вдруг Валя узнаёт, что в Минском театральном институте преподаёт та самая Вера Павловна Редлих, у которой когда-то учился её муж Юра, ещё в Новосибирске! Радости юной актрисы не было конца, но когда она заикнулась главному режиссёру театра Б.Н.Володарскому о том, что хочет учиться в Минске, он как отрезал: «Мне нужны актрисы, а не дипломы!» Валя Колчина поняла, что у каждого в искусстве своя дорога, что её путь это работа на сцене, работа с режиссёрами, с партнёрами, работа с собой… А уж в этом у Вали недостатка никогда не было. Одна работа с известным режиссёром Иосифом Райхельгаузом чего стоит! Но об этом немного позже.

Годы странствий

Нередко молодые актёры, окончив институт, заканчивают на этом и своё самообразование, решив, что полученные знания можно хранить как деньги в сейфе. Валентина никогда так не считала и училась везде и всегда, она понимала, что профессиональное мастерство это сад, за которым надо всегда ухаживать.

Проработав шесть лет в Могилёве, они получают приглашение в Хакасский драматический театр от его главного режиссёра Владимира Фёдорова, который был знаком с прекрасной парой, ещё работая с ними в Махачкале, будучи тоже там главным режиссёром.

К сожалению, актёрская жизнь подобна бумажному кораблику, который несёт по волнам – и к какому берегу его вынесет, одному богу известно. В советское время очень легко было «подскользнуться» на идеологической почве, тем более ответственному лицу. Несколько барственный, талантливый режиссёр Фёдоров имел неосторожность влюбиться в одну из актрис, будучи женатым человеком, а потому был скоро снят с должности, изгнан из партии, и супруги Колчины вновь отправились за «синей птицей» актёрской удачи…

На актёрской бирже в Москве им посоветовали поехать в Мичуринск, тихий спокойный городок, родина Ивана Мичурина в самом сердце России. Там Колчины проработали целых пятнадцать лет!.. За этот долгий по актёрским меркам срок Валентина Колчина сыграла в Мичуринске массу центральных ролей, у Островского это были: Аграфена Кондратьевна «Банкрот»; Белотелова «Женитьба Бальзаминова»; Гурмыжская «Лес»… Не хочется утомлять читателя математическим перечислением ролей, за каждой из которых стоит долгий и кропотливый труд, но хочется добавить, что все эти роли были замечены благодарным зрителем. И не только зрителем! Например, за роль тётушки Анхелины в спектакле «Дикарь» А. Касона Валентина была награждена путёвкой в Сочи и денежной премией, которую она передала детскому дому – и это в то время, когда о меценатстве и благотворительности знали только лишь по учебникам истории!

Именно в Мичуринске и состоялась встреча Валентины с режиссёром Иосифом Райхельгаузом, которого нередко приглашало руководство театров для корректуры уже поставленных спектаклей, а в руках мастера и корректура становилась настоящим откровением для актёров. Была работа и с режиссёрами, так называемой «васильевской» школы, с учениками Анатолия Васильева. Надолго ей запомнились репетиции с режиссёром Валерием Предыбайло, запомнилось и посещение «васильевских» лабораторий на Поварской в Москве… Для актёра каждая встреча с Мастером, с Талантом оставляет неизгладимый след, становится его компасом в таком сложном и запутанном мире Театра. Но внутри каждого одарённого актёра есть чутьё на правду и на талант, и такое чутьё было у Валентины. Когда в их труппе появился актёр из БДТ Геннадий Малышев, она почувствовала его актёрскую мощь и в каждой даже крохотной парной сцене с ним училась мастерству у своего партнёра. Отсутствие зависти – очень завидное и полезное качество у актрисы! Порой даже провидение становилось на сторону Валентины: в Мичуринске должны были ставить пьесу малоизвестного автора «Крик в тайге», и сам драматург предложил Вале центральную роль в пьесе, но одна из местных «примадонн» убедила автора отдать главную роль ей – уверяю вас, примадонны умеют убеждать!.. Что ж, Валя не привыкла строить козни и отнеслась к этому по-философски, без истерики. Репетиции шли, но когда до премьеры оставалось всего два дня, наша примадонна упала во время генерального прогона, и у неё случилось сотрясение мозга. Режиссёр был в шоке. Он бросился к Вале за помощью, и за два дня сумел ввести её на главную роль. А роль-то была на целых сорок страниц текста!..

На круги своя

Перед возвращением в Махачкалу Колчины поработали немного в Котласе и в 89-ом году вновь оказались в городе у моря. Конечно, вернулись в свой родной театр супруги Колчины с огромным творческим багажом, здесь были и сыгранные роли, и поставленные спектакли – муж Валентины Васильевны к тому времени закончил курсы повышения режиссёрского мастерства и даже побывал главным режиссёром!

Здесь я как автор хочу сказать от себя лично, меня поразила любовь Валентины Васильевны к людям: когда она рассказывает, казалось бы, о себе, на самом деле, она говорит о людях, которые её окружают. На диктофоне произносится масса имён и фамилий, и практически совсем я не слышу: «Я была! Я стала! Я поражала! Я очаровала!» Думаю, что именно поэтому творческий и супружеский союз Колчиных такой крепкий и долговременный. Современный зритель из жёлтой прессы знает, насколько недолговечен семейный союз голливудских оскароносных пар, да и российские звёзды здесь тоже преуспели. У Колчиных всё иначе, всё строится на взаимном доверии, на искреннем желании помочь друг другу, то есть на отсутствии эгоизма. Наверное, человечность заставляет Валентину Васильевну быть в гуще общественной работы, уже более двадцати лет она бессменный уполномоченный Союза театральных деятелей РФ в Дагестане.

В 90-х годах в Русский драматический театр пришёл Скандарбек Тулпаров – ныне художественный руководитель театра. С приходом талантливого и крепкого режиссёра их творческая жизнь продолжилась дальше без потрясений и талант Валентины Васильевны раскрывал глубину образов из известных классических произведений, это её роли: Чебоксарова – «Бешеные деньги» А. Островского; Соколова – «Последние» М. Горького; Серафима – «Самоубийца» А. Эрдмана; бабушка Ануш – «Ханума» А. Цагарели; Марина – «Дядя Ваня» А. Чехов и множество других ролей. Валентина Васильевна, несмотря на привилегии и звания, всегда с удовольствием играла в детских спектаклях, улыбнувшись, она сказала: «Люблю играть для деток!»

Актриса по секрету призналась, что у них с мужем есть своя Любимовка, как у великого Станиславского, где они не только отдыхают, но и черпают вдохновение для дальнейшей работы – это их дача. Хочется пожелать этим замечательным людям, и в первую очередь Валентине Васильевне, здоровья и долгой творческой жизни на радость зрителям, во имя процветания культуры на махачкалинской земле!

актёр Русского драматического театра им. Горького,
член Союза театральных деятелей России
АНДРЕЙ КРУЖНОВ

 

скачать статью >> 11,6кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.