Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Газета «НАЕДИНЕ» от 26 января 2005г.
 
НАШ БЕДНЫЙ МАРАТ
(Победившему поколению посвящается)
 

ПРЕМЬЕРА

Человек и война. Это насилие, боль и гнев... 60 лет со дня Великой Победы навсегда останутся в памяти всего народа. И театр не может стоять в стороне, в феврале он готовит премьеру - "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова... История не только о войне, о раненом поколении, о любви, но и ещё о многом другом... В этой истории странным образом переплавились судьбы не только героев пьесы, наших современников, но и судьба самого драматурга... В интервью к "Литературной газете" от 1978 года А. Арбузов несколько уклончиво говорит о своём детстве: "Революция 1917 года раскрепостила меня от школы. Отец подался из Петербурга в Москву и не вернулся. Потом тяжело заболела мать и попала в больницу. Я, конечно, стал беспризорником, попал в колонию за Лиговкой "для особо дерзких". Сбежал. Слава Богу, приютила тётка. Устроился статистом в Мариинском театре - выносил носилки Клеопатры вместе с долговязым никому тогда не известным Николаем Черкасовым ..."Хотя когда уже много лет спустя, будучи известным драматургом, он ехал с Вениамином Кавериным в Ригу, в удушье физической боли от высокого давления и в приступе душевного откровения он вдруг выплеснул историю своего детства - своего раненого поколения!.. Это была история брошенного матерью, несчастного, забитого, не получившего никакого образования пацанёнка, который, как зверёныш, бродил из дома в дом и "жрал" что попало... У него было детство, которое он проклинал, - он не знал отца и не понимал, что такое семья!..

Война, революция - это всегда унижение и насилие, какой бы она ни была - гражданской, мировой, локальной или просто серией терактов. В начале 30-х Арбузов приезжает в Москву, тесно связывается с театром Мейерхольда, его друзьями становятся В. Плучек, И. Шток. Он одержимо стремится стать драматургом. Влюбляется в студентку - актрису Таню Евтееву. Они скоро поженились. Жили бедно, в подвальчике без мебели. Надо сказать, Танечку трудности не беспокоили, она могла поставить кастрюлю со щами на его рукопись или развлекаться вместе с мужем пусканием мыльных пузырей - молодость всегда молодость!.. Кое-кто из их знакомых вспоминал, что она чем-то напоминала знаменитую Таню из его пьесы... Писать Арбузову приходилось на большом подоконнике... Причём какую-то страстную пьесу о героях-шахтёрах -"Сердце". Видно, время диктовало! Однажды Плучек увидел его в Донбассе - обросшего и перепачканного, похожего на лешего. Оказывается, он устроился на шахту, чтобы понять труд шахтёра!.. Когда родился сын Никита, ему определили место в корзине из-под белья. Друзья подкармливали бутербродами. Однажды Николай Оттен не выдержал их безденежья и сказал: "Ась! (друзья его так ласково звали), есть такой журнал - "Колхозный театр" - напиши!.." Нужно было написать одноактовку для колхозной самодеятельности. Нужда взяла-таки своё. Так, с лёгкой руки приятеля в 1934 году появилась его первая известная пьеса "Шестеро любимых".

Хотите верьте, хотите нет, но небеса над ними распахнулись. За пьесу уплатили в тройном размере! Отдали в отдел по распространению пьес. Скоро она шла по всей стране.

Одержимость Арбузова, думаю, происходила по одной простой причине - надо успеть сделать сегодня, завтра уже может быть поздно. Это было поколение отнюдь не хилых, изуродованных войной, испуганных жизнью людей - они торопились жить! Единственное, чего они боялись, - "и недожить, и недопеть, и недо... недопригубить", как у Высоцкого. Арбузов одержим был во всём. Он мог из Москвы поехать в Ригу на концерт известного оркестра. Безумно любил футбол. Плучек вспоминает: "...Даже двух его детей вынес из родильного дома я, потому что Арбузов в это время был на футболе". В Лондоне он на все деньги купил себе шикарный халат, а на оставшиеся - огромную банку чая. Удивлённый приятель спросил, зачем везти чай в Россию?! Арбузов невозмутимо ответил, что в Англию его привозят из Индии в суднах без единого гвоздя, чтобы не испортился вкус чая. Эстет? В какой-то мере - он мог купить сегодня шикарный бежевый костюм и тут же на футболе уляпать его мороженым - пустяки!.. Самое главное - наслаждаться каждым глотком жизни! Леонид Зорин, например, вспоминает, что он не видел ещё ни одного писателя, который бы так любил писать на людях. В Юрмале, куда он часто любил ездить, он раскладывал свои рукописи в местах для отдыхающих и писал... И дух актёрства не давал ему покоя!.. В 1938 году он вместе с Плучеком организует театральную студию. Текст не пишется драматургом, он сочиняется актёрами, импровизируется прямо на сцене - Арбузов мечтает о создании нового небывалого в мире театра! В результате рождается триумфальная пьеса "Город на заре"!

Пережив Великую Отечественную войну, тяжёлую операцию, Арбузов не оставляет своих планов - он мечтает о студийном театре, до хрипоты спорит на репетициях с Эфросом. Глубоко переживает гибель гениального Вампилова. Спорит с министром культуры Фурцевой по поводу открытия студии молодых драматургов в 1974 году: "Человек отвечает перед обществом.., но и общество тоже должно отвечать перед человеком!.."

Его пьесы идут уже в 34 странах мира! Он написал 29 пьес. Кстати, "Мой бедный Марат" впервые ставит А. Эфрос - тогдашний руководитель Ленкома в 1965 году. Пьеса вызывает большой интерес на Западе: Швеция, Бельгия, Голландия, Италия, Япония, Австралия... Правда, во многих странах она идёт под названием "Обещания". А в Англии сезон 1976 года был даже назван арбузовским. Газета "Дейли мейл" писала: "Мы воспринимаем Арбузова как естественного преемника Чехова".

Могу сказать, что Алексей Арбузов не просто советский драматург, это эпоха в русской классической драматургии.

На тамбовской сцене

Два десятилетия, начиная с 1942 года, пройдут за полтора часа перед глазами зрителей... Как меняется человек, народ, нация?.. А какими стали мы, современники, за последние двадцать лет?.. Думаю, наших зрителей порадуют артисты В. Фёдоров, Е. Харитонов, И. Горбацкая, Е. Карчевская, И. Милосердое, А. Дульский. Но и, конечно, после спектакля, дома, в тишине, вы задумаетесь о словах Лики: "Ты только не бойся, не бойся быть счастливым..."

Андрей КРУЖНОВ.
Руководитель литературно-драматургической части театра,
член Союза театральных деятелей РФ.

 

скачать статью >> 6,8кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.