Сайт Кружнова Андрея Эдуардовичаhttp://www.a6202.ru; электронная почта: andrey6202@mail.ru

 

 

 

 

Дорогой читатель, посетитель сайта!
 
Ты можешь купить сборник рассказов Андрея Кружнова "ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ОБ АКТЁРАХ, О ЛЮБВИ И ГЛУПОСТИ". На твой выбор предлагается сразу несколько интернет-магазинов как в России, так и за рубежом. Ты можешь заказать бумажный вариант книги, а можешь - электронный. Так же предлагаются и разные цены, в зависимости от формата и печати.
 
  «ОТ СКАЗКИ ДО ФАРСА»     «ОТ СКАЗКИ ДО ФАРСА» «ОТ СКАЗКИ ДО ФАРСА»
         

ПРОСМОТР КНИГИ

 
Андрей Кружнов
ЦЕРКОВЬ НА ОКРАИНЕ
(Провинциальный рассказ длиною в несколько десятилетий)
 

Утро начиналось с окраин. Так было заведено из века в век. Деревянные дома, словно обгоревшие пни, полукольцом обступили каменную церковь. Каждой деталью рисуется её тёмный силуэт на розовеющем горизонте.

Свежо, как в первый день творения.

У подножия церкви по стылой слюде непроснувшихся луж скачут круглые воробьи и чвиркают наперебой. Чвир! Вир!.. Чвир! Ир!..

Город просыпается неохотно, как с тяжёлого похмелья: свистит, сопит, ворочает железными суставами мостовых кранов, испускает тяжёлый дух из огнеупорных глоток и шумной отрыжкой с машинной фабрики распугивает людей от пивного ларька, за ними с перекрёстка разбегаются автомобили.

Величавый стан церкви постепенно светлеет. Солнечный желток, зацепившись за кресты, стекает на купола и они загораются одинаковым цветом. Голубые линии карниза, наличников становятся торжественней и чётче по мере того, как глубже делается небесное море и набелёные стены превращаются в сахар.

Низенькие дома вокруг церкви с самого рождения перепачканы коричневым, кое-где жёлтым или зелёным. Они показывают из своих отверстий то орущих женщин, то отрыгивают пьянющих мужиков, то шлёпают дверьми, то истошно визжат калитками. Они живут, как сироты, оттого и жмутся друг к другу, не отводя остекленевших глаз от церковной позолоты, они бы давно столкнули её с края обрыва, на котором она стоит в тёмные воды реки, но что-то их не пускает.

В тихой реке церковь видит своё сияющее отражение и печалится. Ей жалко этих деревянных горбунов, так же как юной сестре милосердия трудно переносить взгляды неизлечимо больных.

Однажды она позволила снять с себя позолоту. Это было в то время, когда многоголосый, многоглазый город высунул в небо красные языки знамён, виляя хвостами конниц и беспардонно пукая из орудий, куда только заблагорассудится. Купола выбелились помётом и покрылись мохнатым пеплом голубей, который иногда сдувал ветер. Очень скоро в оконных зрачках домов образовалась пустота: сосущая, щемящая чернота. Деревянные болваны гнили, рассыпались. Пьяные мужики и бабы крушили их внутренности, как безглазые глисты и, когда возникла угроза их полного истребления, город замолчал. И в этой гробовой тишине город вдруг вспомнил, что сам родился возле этой церквушки, тогда ещё тоже бревенчатой. Вспомнил дремучий лес у крепостной стены, из которого выскочили вдруг змеиные жала копий. Вспомнил огненный халат, надетый на церковь танцующими иноземцами. Вспомнил её обожжённый скелет и длинную ленту из обозов с угрюмыми мужиками и перепуганными бабами. Текли обозы с людьми из города, как кровь течёт из ран умирающего воина.

На несколько лет город превратился в кладбище. Дома каждую весну оседали в землю, как свежевыкопанные могилы. Крыши занимались травой и корявыми деревцами.

Город вспомнил худого чёрного монаха, который словно вырос из-под земли со своей братией, и они подняли новую каменную церковь. После первого удара колокола город стал оживать с каждым днём. Возвращались люди, задымились печи, замелькали на улицах бабьи платки.

В древний город вернулись люди, а в красном городе люди пропали, не покидая его. Люди превратились в мышей, они воровали всё, что плохо лежало, тащили в свои норы любую безделицу, таскали даже друг у друга, у соседа, у семьи, словно завтра уже наступал Конец Света. Вот тогда-то они и сгрызли позолоту с церкви... Слизали своими длинными красными языками.

Когда воровать стадо нечего, все решили, что Конец Света уже наступил. Люди вопросительно глядели друг на друга, иногда принюхивались при встрече, пытаясь уловить смутный запах надежды, но...

Тогда люди придумали меняться между собой, чтобы создать иллюзию или честного воровства, или нечестной торговли — Бог их знает. Они меняли трубы на верёвки, шило на мыло, платье на фанеру и прочее. Жизнь в городе опять вроде бы закипела, но только на короткое время, город почувствовал, что у него выгребают все внутренности и скоро он превратится в карточный городок, который рухнет весной от тяжести рассевшихся по крышам перелетных птиц. Он взглянул на церковь и удивился её гордой осанке. Он взглянул к подножию церкви и удивился нищим беззубым старухам и тощим голубям, которые находили там пропитание. Мало того, старухи умудрялись из своих скудных денег бросать несколько монет на серебряный поднес в храме. Город решил, что здесь скрыта большая тайна и, если он разгадает её, то спасётся.

На Пасху город накинул золотое одеяние на церковь, как удалой коробейник накидывает шаль приглянувшейся красавице на плечи. Отблеск позолоты заиграл в оконных стеклах городских домов, в линзах очков сутулых чиновников. Ночью загорелись на улицах свечи и, будто бы звёздный невод, брошенный на землю, закружил по городу, улавливая человеков…

«Старухи мелкие головки бросали в щепоти креста…»

Священники в золотых одеждах выплыли на улицу, громко возглашая окрест. Город зажёг свои оконца и испуганно притаился, прикрывшись кое-где занавесками. Он понял, что ему не просто будет разгадать эту тайну. Он видел, как церковь, окружённая молитвенным пением, тянулась к небу и с ним разговаривало.

 

скачать рассказ >> 6,6кб. архив WinRAR.
 
Яндекс.Метрика

Кружнов Андрей Эдуардович
e-mail: andrey6202@mail.ru;
site: http://www.a6202.ru

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения автора и с указанием на источник.